Лекция № 5  

Профессор Ария стояла у окна, когда дети вошли в класс. «Вот вы что-то делаете, пишите, учите» - начала она, не поздоровавшись с детьми. – «А знаете ли вы, что бы выразить свое действие, нам просто необходим глагол. Без глагола, по большому счету и существительное не надо. Чтобы показать важность нашей сегодняшней темы, а она звучит «Глагол», я решила провести маленький тестик. Сколько раз, во всей лекции встречается глагол.» Профессор Ария отошла от окна и начала лекцию. «Начнем с простого –
единственное число (луна уходит) образуется прибавлением к глаголу окончания а, если он сам по себе не заканчивается на а.
Isil vanya - луна уходит
Множественное число (звезды светят) – образуется с прибавлением ar
Eleni calar – звезды светят, листья падают - lassi lantar
Порядок слов обычно привычный- подлежащее(существительное) – сказуемое(глагол), кроме особых случаев, но об этом потом.
В русском языке в предложении может не быть глагола (Мне хорошо). В Q обязательно будет глагол «быть» как и английском (Мне есть хорошо).То есть глагол «быть», аналогичный по назначению английскому to be или немецкому sein.
В квенья используют этот глагол всегда (то есть будет «луна есть светлая», вместо того, чтобы сказать как по-русски - луна светлая. )
Ед. число здесь – na (=is)
Множ. число - nar (=arе английского)
Теперь несколько примеров, для лучшего усвоения.
Мужчина высокий
Ner na halla (halla – высокий)
Звезды светлые
Eleni nar calime (сalime – светлые, прилагательные изменяются во множ. числе, но об этом позже).

У каждого глагола, есть еще одна очень противная штука, это – наклонение. В Q, в отличии от русского их всего 2.Изъявительное(глагол, который стоит в прошедшем, настояшем и будущем времени) – образуется как и настоящее время с помощья a и ar
Повелительное(просьба, приказ) – образуется с помощью суффикса а
Так как понять это трудно, придется запомнить. Не пугайтесь, немного практики, и все запомнится.

Теперь такая вещь, которая правильно называется «приглагольные месстоименные суффиксы».
Используется, когда надо сказать «я делаю… ты делаешь… он делает», то есть указать на конкретное местоимение, совершающее действие. (если не совсем понятно объяснила, скажите)».
Профессор махнула рукой и на доске появилась замудренная табличка. В глазах детей появился ужас.

я пою – linda’NYE
ты поешь – linda’LYE
он, она поет – linda’RYE
мы поем – здесь особенность:
мы поем с тобой – linda’LME
мы поем все вместе – linda’LVE
вы поете – linda’NDE
они поют – linda’NTE

«Не бойтесь, сейчас все объясню. Значок «’»обозначает ударение. А выделенные крупными буквами – это суффиксы, указывающие на лицо и число местоимения. (при этом когда мы хотим сказать «королева поет – просто говорим – tari linda. Эти суффиксы употребляются, только если надо сказать – я, ты, он, она, они --- делаю (т) что-то!!!).
На этом я бы хотела сказать все, но есть еще одна сложная тема:«Времена глагола»

Прошедшее время глагола[to be «быть»]
Сегодня рассмотрим только прошедшее совершенное время = англ. Past perfect tense (это я для тех, кто знаком с английским). А попроще, это действие уже завершилось (например – для простоты – я прочитала, выучила и т.п - для сравнения – незавершенное – читала, учила).

Прошедшее совершенное время образуется так:
Перед глагольной основой выносится основная корневая гласная, в корне на эту гласную падает ударение, и прибавляется суффикс –
В ед. ч -ie
Во множ числе – ier
То есть – петь – linda - спел (спела) (спели песню)– ilindie
Спели - ilindier

Прошедшее несовершенное время
Действие началось, но не завершилось (читала, уходила. Для сравнения – совершенное – причитала, ушла)
Образуется почти также, как и совершенное, но перед глагольной основой не выносится основная корневая гласная, как в совершенном.
При образовании прошедшего несовершенного времени к глагольной основе добавляется.
В ед. ч -ie
Во множ числе – ier
То есть – петь – linda -
пел (пела) (пели песню)– lindie
Пели – lindier»
Ужас с глаз детей не изчезал:
«Как все это можно выучить, и вообще, главное знать слова, чтобы что-то сказать» - не выдержала девочка на третьей парте.
«Я понимаю, что тебе и всем вам запомнить это кажется нереальным. Грамматика в любом языке обязательна. Зная только слова, вы вряд ли сможете что-то сказать и объяснить. А запомнить все это вам поможет практика и еще раз практика. Поэтому учителя задают домашнее задание. А теперь непосредственно к уроку. У нас осталось будущее время.
Раз уж взялись за глагол, будем потихоньку продвигаться вперед.
Сегодня рассмотрим будущее время глагола.
В квенья предполагается 2 варианта образования будущего времени

1. Если глагол отвечает на вопрос «что сделает», то будущее время образуется с помощью суффикса UVA (во множ. числе UVAR)

То есть – королева споет – Tira linduva.
Люди сделают – Atani сaruvar.
Но не забываем, что когда мы хотим сказать например «я сделаю», то используем кроме этого и глагольный местоименный суффикс! (это чтобы вы не расслаблялись )
Я увижу сокровище – Cenuvanye i harma.


2. Если глагол в будущем времени отвечает на вопрос «что будет делать?», то
при образовании будущего времени (как и при образовании прошедшего совершенного) мы выносим вперед корневую гласную и к глагольной основе добавляем uva (uvar).

Королева будет петь – Tari ilinduva.
(петь – linda).
Я понимаю, что вы устали и у вас болит голова, но я и так стараюсь, сделать грамматику более простой. Домашнее задание будет сложное, поэтому делаете потихоньку, разбираясь со всем.
Д.з
----------
1. Составьте 5 предложений с глаголом «быть» (na,nar). Это должны быть просты предложения, состоящие из подлежащего и сказуемого (быть) и дополнения. Примеры были приведены в лекции. Предложения должны быть во всех временах, выученных сегодня. [0-5]
2.Переведите: «Я люблю», «Ты любишь», «Он, она любят», «Мы любим», «Вы любите», «Они любят». Все показывать на примере с лекции. [0-5]
Задания очень сложные, поэтому оцениваются высоко. Но к этой лекции я предлагаю дополнительное задание *.

Напишите сочинение (правила написания см. в «Полезном Инфо»)про жизнь эльфа (по-русски) употребляя как можно больше глаголов. В конце подсчитать их количество и сделать вывод.
Кстати, я подсчитала, сколько глаголов я использовала в лекции. Цифра страшная, а ж 186 штук. Не мало, правда? А в Q это было бы в два раза больше».
С этими словами профессор Ария вышла из класса, захлопнув, на сей раз, двери.

Моя совушка

Hosted by uCoz