Дети подошли к кабинету. Но… Не было двери! Началась паника. Сзади подошла профессор Ария. «Вижу испугались? Заходите в класс, там вас ждет не меньший сюрприз.» Дети вошли, и ахнули. Класс был полностью пуст. «Видите, что происходит, если не знаешь эльфийского языка. Но все по порядку. Встаньте в ряд, что бы было мне удобнее вас всех видеть.» Дети встали и умолкли. «Вот вам класс без существительных» - продолжала профессор. – « Нет ни парты, ни стула, ни доски. Неудобно, правда? Если вы хотите побыстрее сесть, то слушайте меня по внимательнее. Как вы знаете существительное – это часть речи, которая обозначает предмет или лицо изменяющаяся за падежами и числами. Без существительного не обходиться ни один язык. В том числе Q. Если не будет существительных, то не будет и других частей речи, и тогда мы с вами вообще не сможем общаться. Итак, тема нашего урока: «Что такое имя существительное и с чем его едят». В ходе лекции я прошу, запоминайте примеры, пополняйте свой словарный запас. Сначала предлагаю рассмотреть вопрос образования множ. числа, что довольно просто.
Если сущ. заканчивается на a, ie, o, u - то для образования множ. числа необходимо добавить окончание r.
- alda – aldar
nauco - naucor
Если сущ. заканчивается на e, l, n, r, s, t - то для образования множ. числа необходимо добавить окончание i.
- atan – atani
- macil – macili
Правило это весьма железное (вообще правила эльфийской грамматики, как вы должны были к этому времени запомнить, более железны, чем в человеческих языках. Может быть, это происходит от различия психики эльфа и человека?), но и из этого правила имеется несколько зарегистрированных исключений, и вы их должны знать несмотря на то, что они употребляются довольно редко:
1. Silmaril (сильмарилл), когда их больше одного, дожно выглядеть как Silmarili (сильмариллы); но на деле ед. ч. - silmaril, мн. ч. - silmarille".
2. Ta''ri (королева) - ед. ч., и какое будет мн. ч. (королевы), неизвестно. По-моему, оно скорее всего останется таким же - ta''ri_.
3. Valarauko (мощный демон, попросту, по-нашенски - барлог) - мн. ч. valarauk_a_r, а не valarauk_o_r).
4. Urulo''ke (жаркий змей, в смысле - дракон) - ед. ч.; urulo''ki - и мн.ч., и ед. ч.
Вот небольшая, но сложная табличка исключений, но на ней мы зацикливаться не будем. Идем дальше.
Согласитесь. Изучение нового для вас языка не есть легким, вот и Q не исключение. Этот язык имеет падежи, скорее существительные этого языка имеют 3 падежа. Как и в русском языке, имеется именительный падеж. Сущ. в нем отвечает на вопросы кто?, что? и падежного окончания не прибавляется. Lome – ночь, Tari – королева. Дательный падеж не менее важен. Существительное отвечает на вопрос «кому, чему, (для кого, для чего?)»
Существительное в дательном падеже получает окончание
in или n. Tari – tarin – королева – королеве.
Если сущ. заканчивается на е, то е уходит и заменяется на in Lome – lomin (ночь – ночи). Malle – mallin (дорога – дороге). А теперь по внимательнее. Винительный падеж
Существительное отвечает на вопрос кого, что.
Окончания не прибавляется.
Я вижу золото – Cenanye i malta
Важное – порядок слов!!!
В подчиненных словосочетаниях по падежу склоняется только последнее слово. Сложно? А проще: если существительное идет в любом падеже, кроме именительного, то оно всегда будет стоять после всех прилагательных, относящихся к нему. Несколько, похоже, как у нас, в русском. То есть:
Старый гном (именит падеж) дарит сокровище (винит. падеж) прекрасной королеве. I linyenwa Nauco anta harma i vanya tarin.
Мы уже прошли три падежа – именительный (кто, что)– с ним все ясно, винительный (кого, что)(тоже никаких трудностей) и дательный (кому, чему).
Но Q имеет и отличие от русского языка. Как вам известно, мы имеем 2 числа. Это ед. и множ. А в эльфийском языке их целых 4. Кроме единственного и множественного, существуют Мультиплексное и двойственное числа.
Суть их в следующем:
1. Мультиплексное число – используется, когда предметов или существ бессчетное множество. Это число образуется с помощью суффикса li (если существительное заканчивается на согласную, предположительно между основой и суффиксом добавляется Е ) .То есть – alda – дерево – aldar – деревья, но много деревьев (бесчетное множество) – aldali.
2. Двойственное число - используется для обозначения пары (природная пара – глаза, руки – или созданная пара – пара друзей и т.п.). Кроме того, как я поняла, может означать что пара человек (рук, друзей) занята общим делом.
Образуется с помощью суффикса t .То есть – ma – рука – mat – две руки (пара рук – звучит коряво, зато отражает суть).
Есть еще кое-что важное – при образовании двойственного числа для существительных, заканчивающихся на d или t – используется суффикс u. А если существительное заканчивается на другие согласные, то двойственное число образуется с помощью суффикса et, а не просто t. Запомните правило. Я понимаю, что тяжело. Но ведь это язык, а без сложной грамматики не куда. Зато когда выучите основные правила, все остальное покажиться легким.
А теперь практика правил. Делаем выводы и склоняем:
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ
двойств - пара звезд – elenet
мультиплексн - бесчетное число звезд – eleneli.
ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ
двойственн.
Он видит пару звезд - Cenarye i elenet
мультиплексн
Он видит бесчетное множество звезд.– Cenarye i eleneli.
И вот дательный падеж.(скоро доберемся и до других падежей, готовьтесь )
Для МУЛЬТИПЛЕСКНОГО числа все просто
- множеству людей – ataniliN – то есть прибавляется окончание n как и обычно.
Для ДВОЙСТВЕННОГО числа – будьте внимательны –
- паре звезд – eleneNt
- паре людей – ataneNt
- паре волн – falmaNt
То есть N – окончание дательного падежа – вставляется до суффикса T, указывающего на двойственность.
Фух…» - произнесла профессор, это означало, что урок подходит к концу. - «Теперь после урока, нужно записать задание домашнее. Но это будет не просто домашнее задание. Весь урок вы стояли, и я понимаю, что это тяжело. А теперь, чтобы сесть вам надо на колдовать себе класс. Вы должны с помощью существительных обставить класс. Поставить парту, стулья, повесить доску. НО: используйте правила, выученные нами на этой лекции про множественное число, про мультиплескные и двойственные числа. То есть ваша задача придумать класс, в котором вы бы хотели проводить уроки. Описание место нахождения предметов указывайте на русском.
На этом пожалуй и все. Mara mesta, seldar».
Профессор вышла из класса, даже не хлопнув дверью (конечно, если учесть, что двери и не было, ее вы тоже должны на колдовать).
Моя совушка
|